Старики на закате своей жизни с чувством какого-то особенного удовольствия пересказывают нам, что их память удержала в себе о современном им обществе, о жизни в протекция их лета. Передавая это новым поколениям, они как бы хотят еще жить своею прошедшею жизнью посреди молодости. Выслушивая их рассказы, рассказы верные, подтверждаемые их общим согласием, невольно изумляешься, как скоро все изменилось, как наше настоящее не походит на их прошедшее. Перескажу, что от них узнал я, что считаю замечательным. Может быть, и отдаленный потомок после нас захочет узнать эту старину, чтобы судить вернее о настоящем его. А для этого считаю обязанностью сохранить их рассказы: они и теперь для нас занимательны, ибо с переменою в нас понятии о жизни они нам кажутся чем-то таким, что для нас не возобновится, но оно составляло жизнь предшественников наших. Что теперь передаю, то не составлено по темным каким-либо преданиям, но по рассказам лишь известных; некоторое из того, что теперь считается устаревшим, еще и нам приводилось видеть, знать и пережить.{nl}Для достоинства истины скажу, что передаю рассказы людей, которые знали Саратов во все нынешнее полстолетие. Это – протоирей Троицкой церкви Евдоким Степанович; ему считается теперь около 90 лет; саратовский уроженец, сын священника, бывшего при Казанской церкви, он уже 60 лет священствует в Саратове. Мещанин города Вольска Иван Никитьевич Попов различное время жизни своей жил в Саратове, Астрахани, на Кавказе, был в{nl}Березове и Якутске, в Киеве и Петербурге, был богачом, некогда видел свет, людей и ныне тихо доживает в Саратове свой век. Константин Яковлевич Маурин, саратовский помещик, – с молодых лет служил в сем городе; любитель старины, он имеет нумизматический и натуральный кабинет: 60 лет он видел Саратов. О других лицах, то сельских, то городских, от которых были слышимы рассказы, упомяну, когда нужно будет, в своем месте. Рассказы их верны: это подтвердят все знающие Саратов.{nl}Итак начинаю рассказ о быстрой перемене внешнего состояния Саратова. В начале XIX столетия город Саратов был невелик: он до настоящего времени, до 1845 г., в котором я пишу, увеличился впятеро.{nl}Со времени основания своего в конце XVI столетия, в продолжении двух столетий, Саратов был незначительным городишком, и в 35 лет он стал городом большим, но еще рано сказать красивым в сравнении с лучшими городами России напр. Курском, Воронежом, Казанью, Ярославлем.{nl}Некоторые подробности о его местности и размещении в различные эпохи его жизни не только не будут излишни, но даже нужны для объяснения тех изменений, какие он принимал, что вместе и объяснит и нынешние названия некоторых улиц. Итак вот положение города до последней четверти XVIII столетия.{nl}Саратов до 1774 г.{nl}{nl}Центром, душою города была площадь, которую занимает ныне Троицкая церковь, тогда соборная, и ныне известная под именем старого собора. Отселе шли главные улицы: Московская на запад и Воздвиженская и параллельная ей Сергиевская на юг, вдоль берега Волги. Весь город заключался в черте, которая образовалась крепостным валом, составлявшим пределы города: ибо Саратов был военным линейным укреплением, каковыми были вообще все города, строившиеся на юго-восточных окраинах России и, бывшие вначале не больше, как крепостями с современным военным устройством для защиты внешней страны от кочевых и хищных, орд Азии. Таковыми городами, т.е. крепостями были Симбирск, Самара, Уфа и другие на границе восточной России. На большом пространстве тянулся глубоко ров около Уфы, который я видел и таковым же представлялся ров, опоясывавший Саратов. От оврага, отделяющего ныне нагорную (северную) часть города, городской вал шел чрез площадь Горянскую. Обошедши Вознесенскую (Архангельскую) церковь, он поворачивал чрез то место, где ныне дом Готовицкого, и упирался в Волгу у того места, где ныне дом полиции, Митрофанова, прежде Стемковского. Положение города представляло фигуру, приближающуюся к треугольнику. Остатки городского вала сохранялись до настоящего столетия.{nl}До 1780 года город держался в надлежащем военном устройстве. Со времени открытия губернии город получил управление внутренних городов России, а потому оставлено управление крепостное; не стало комендантов, замолкли чугунные пушки, гроза не одной Азии, но и самих горожан: ибо они очень редко слышали их выстрелы военные, и потому сильно вздрагивали при выстрелах из них в торжественные дни Пасхи или Богоявления, а также при встрече важных особ; вал срыт, завален, затоптан. Причины преобразования всех восточных крепостей в мирные города заключались в политических событиях, относящихся к сему краю и о которых я говорил в другой моей статье, еще невыпущенной мною. {nl}Окрестность крепости Саратова представляла вид тогда довольно пустынного, малолюдного края. От городского вала вниз по Волге весь берег её на значительную широту, весь гребень покрыть был густым высоким, большею частью, дубовым лесом. На, Ильинской площади он прерывался значительною открытою долиною, а потом начинался опять и соединялся с лесом Увека. Протоиерей Евдоким Степанович, при пересказах старины своего времени, мимоходом объясняет городскую местность 1774 года; он говорить, что Бошняк, принужденный изменою гарнизона оставить город, при отступлении своем к Царицыну, – что было ночью на 7 августа, – должен был биться с неприятелем во весь свой переход чрез густой лес, которым от вала шла дорога Астраханская (Из Саратова на Увек можно ехать двумя дорогами: или займищами, берегом, «низом», где ездят по спаде вод, в летнее время, как ближайшею дорогою, – или «верхом», «горами» – во время половодья. Последнею дорогою ехал из г. Саратова в Увек 18 июня 1769 года академик Иван Лепехин, который замечает, что «на пути места были безлесные, где вместо лесов все пространство занимал солодковый корень (Дневные записки путешествия академика Ив. Лепехина. Второе тиснение 1795 г., ч. I, стр. 377).{nl}О местности, по которой за Бошняком гналась пугачевская шайка 6 августа 1774 г, можно судить по следующим отрывкам.{nl}Бошняк и верные ему солдаты «вышли благополучно к церкви Ильи пророка, что при Волге, в Дресвянские тальниковые кусты” (сказка капитана Сапожникова. Сочинение Державина