Саратовская летопись. XIII-XIV века.

1253 и 1254 г. Посол французского короля Вильгельм Рубруквис проехав примерно от Саратова до Астрахани, нашел близь нынешнего г. Саратова лишь поселок при перевозе и три город в самой нижней части Волги от Волока до Каспийского моря (Сарай, Сумеркент и, повидимому, Астрахань). Всё Нижнее Поволжье представлялось ему в виде пустыни, населенной лишь кочевыми, промыш-лявшими разбоем, инородцами и даже русскими. В конце этого века в этой пустыне возникло могу-щественное и сравнительно благоустроенное Золото-Ордынское, или Кипчакское царство, которое, приняв вскоре ислам и войдя в сношения с арабами, насадило здесь мусульманскую цивилизацию, построило города, из коих Сарай, напр., мог соперничать по своей величине, богатству и религиоз-ному значению со многими древними городами Востока, и вызвало живые дипломатические сноше-ния не только с мусульманским востоком, но и с христианским западом. Труды Сарат. Учен. Арх. Комис.т. 2, вып., стр. 19 и 20.{nl}- В это же время основан г. Увек близ нынешнего Саратова.{nl}- На месте Саратова, на левом берегу Волги, в это время существовало татарское поселение, сначала под именем Яйлака (летнее становище), а потом под именем Сары-тау, покинутое обитателями во второй половине XVI века.- Доклад Чекалина VIII Археологическому Съезду. (Мнение известного ориенталиста О. И. Сенковского, что поселение Сары-тау было главным городом буртас, народа, ис-чезнувшего со страниц истории уже в первой половине XIII века, ни на чем, повидимому, не основа-но).{nl}1272 и 1298 гг. Венецианец Марко-Поло упоминает об Увеке, как о городе, лежащем в пределах вос-точных татар. «Укек». Саратов. 1890 г.{nl}1331 г. Арабский географ Аоульфед, живший в половине ХIV в., говорит об Увеке, как о неболбшом городе, расположенном между Булгарами (около Казани) н Сараем (около Царева), на половине пути между ними, в расстоянии от того и другого почти на 15 дней пути, и называетъ Увек пограничным городом царя татарского, в смежности с страною Беркстов (Болгары), которае невдалеке от неё. Ибн Фадлаллах Эломари, арабский историк (XIV—XV в.), упоминает об Увеке, тоже как о пограничном городе царя татарского. «Укек». Саратов, 1890 г{nl}1334 г Араб Ибн Батута, посетивший Увек в 1334 г., описывает его, как город средней величины и очень красивой постройки.{nl}1395 г. Тамерлан разорил Кипчакское царство, города его разрушил, а жителей увел в плен. Оконча-тельно разрушена Золотая Орда в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем.{nl} XV век.{nl}1476 г. Венецианский посол Контарини, проехавший летом по нашему Поволжью{nl} от Астрахани по направлению к Рязани, изобразил Поволжье обширной пустыней без жилья без дорог. Вообще Поволжье оставалось, по словам путешественников, никем не обитаемым и представляло «дикое поле» вплот до ХVII в., до времени русской колонизации. Труды Сарат. Уч. Арх. Ком., т. 2, вып. 1, стр. 22. {nl} XVI век{nl}1489 г. Иоанн III, царь московский, жаловался на астраханских жителей за то, что они грабили цар-ских русских рыболовов, которые, по словам академика Бера, начальника экспедиции для изследова-ния рыболовства в Каспийском море, еще задолго до покорения Казанского царства отправлялись в большом количестве к Девичьему камню и Змеиным горам (первый севернее, а второй – южнее Вольска), чтобы в окрестностях их в течение всего лета ловить рыбу. Казанская летопись. XVI век.{nl}1521 г. Ших-Алей, по сообщениям «Казанской летописи», вел с собою болъе 1000 рыболовов мос-ковских, которые, заходя тысячу верст от Казани, ловили рыбу на Волге под горами Девичьими и до Змиева камня, а также до Увека, жили там все лето и возвращались на Русь с рыбою.{nl}1552 г. После погрома Казанского царства, мордва и чуваши, спасаясь от сурового русского владыче-ства и креста, делали свои переходы по ночам, скрываясь днем от царских людей, и найдя в северо-восточном углу Хвалынского уезда обширные девственные сосновые леса, в которых удобно было скрываться от преследователей, поселились в них, и теперь там мы видим болышие мордовские и чувашские села, из которых многие совершенно обрусели. В царствование императрицы Елизаветы мордва и чуваши были обращены в православную веру. На память 110 летней годовшины открытия в Хвалынске полицейских учреждений. С.Кропотова, стр. 8.{nl}1556 г. Уничтожение татарского Астраханского царства и присоединение к России низовьев Волги.{nl}1571 г. Февраля 21. Основана, по приговору князя Воротынского, на Волге (на левом берегу), под Караманским лесом, в поле, т. е. в степи, станица, администрация которой состояла из головы, посы-лаемого из казанских или свияжских жильцов, и 135 сторожей из боярских детей, казаков, мордвы, татар и чуваш городов Алатыря, Темникова, Свияжска, Шацка и др., обязанных совершать наблюда-тельные разъезды по Волге лишь в летнее время для охраны восточной и южной окраин России от заволжских кочевников. Станица эта представляла самую большую из учрежденных князем Воро-тынским четырех станиц по южным и восточным окраинам России. Доклад Ф. Ф. Чекалина VIII ар-хеологическому съезду: «Саратов на левом берегу Волги и время перенесения его на правый», и Жур. М.Н.П.1890 г. июнь, стр. 91—96.{nl}1586 г. Ногайский князь Урус писал царю Федору Иоановичу, что весною этого года ему сделалось известно, «что ты на четырех местах хочешь городы ставити: на Уфе, да на Увеке, да на Белой Во-ложке (р. Белая – по книге Бол. черт.). А теми месты твои деды и отцы владели ли?” О построении Самары

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *