Главная / Библиотека / XIX век / Стоит ли саратовскую гармошку считать музыкальным инструментом. Из воспоминаний Гераклитова

Стоит ли саратовскую гармошку считать музыкальным инструментом. Из воспоминаний Гераклитова

Мне думается, что те увеселения, которые предлагали тогда народу, ничем не отличались от тех, какие были и в прочих городах и весях Российского государства. Но некоторую особенность, как мне кажется, представляло наличие многих десятков, если не сотен, саратовских гармошек. Те, кто считает её музыкальным инструментом, делают большую ошибку: саратовская гармошка, во всяком случае, орудие пытки, а не источник художественного наслаждения. Она лишь в очень отдалённой степени напоминает те субтильные и деликатные гармошки, которые можно было приобрести в музыкальных магазинах.

Почти квадратная коробка и приспособление для ладов делались из довольно толстых дощечек самой твёрдой породы; голоса из солидных стальных пластинок; меха оклеивались хорошим сафьяном. В конце концов получалось сооружение несокрушимой прочности, и владелец его мог не только услаждать свой слух и терзать чужой таким чудищем, но и с успехом пользоваться им, как наступательным орудием в схватках с неприятелями.

Пронзительность превосходила всякое вероятие, а для полноты впечатления к гармошке пристраивались ещё два звончайших колокольчика, неистово звеневших при каждом нажиме на басовые лады и составлявших своеобразный, хотя и нельзя сказать, что приятный, аккомпанемент.

Столь надоедливой впоследствии балалайки тогда ещё и в помине не было. Она была насаждена искусственно уже в благословенное царствование Александра III как «национальный» русский инструмент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *