Главная / Библиотека / XIX век / Саратовские церкви. Начало XIX в. Из воспоминаний К.Попова

Саратовские церкви. Начало XIX в. Из воспоминаний К.Попова

В то время центр Саратова был там, где старый Троицкий собор. Вместе с собором всех церквей было только восемь; а именно, после собора. 1) Преображения Господня, на горах, за Глебучевым буераком, почти на берегу реки Волги. При этой церкви помещался мужской монастырь до сооружения ныне существующего Спасо-Преображенского монастыря в пяти верстах от Саратова к северо-западу, по Московскому тракту. 2) Казанской Божией Матери, тоже на берегу Волги; тут ежегодно производится до настоящего времени в мае месяце ярмарка с продажей фаянсовой и хрустальной посуды, а равно и глиняной, и прочих товаров, как то: холстов, полотна, ниток, мыла, разных пряностей. Товары сплавляются по Волге из верховых губерний на судах (дощаниках) разными промышленниками; ярмарка продолжается почти целый месяц. 3) Рождества Богородицы, она же Никольская; здесь Пеший базар, корпус лавок, принадлежащих этой церкви, вблизи гостиного двора, где производится другая ярмарка – с 22 октября до 22 ноября, называемая Введенской. 4) Вознесения Господня, она же Михаило-Архангельская, старая церковь; она впоследствии обращена в единоверческую, а вместо неё вновь сооружена иждивением почётного гражданина г. Саратова X.И. Образцова в 1835 г. Возле этой церкви ныне существует летом распродажа горянского товара, а зимой – привозимой из Астраханской губернии рыбы; в прежние же годы был здесь базар и продавались все припасы. 5) Воздвижения Креста Господня, прежде приходская, а ныне – церковь женского монастыря. 6) Введенская, она же и Покров Божией Матери. Эти церкви расположены почти все рядом и отстоят одна от другой не далее как 50–200 сажен. Рассказывали старожилы, что в те времена богатые купцы, соперничая один пред другим, старались сооружать на собственное своё иждивение храмы Божии или возле своих домов, или неподалёку от них, где было удобно, чтобы со своей семьёй и со всеми служащими быть при божественной литургии в своей церкви, а не другим кем сооружённой. Этот отголосок старожилов заслуживает вероятия, потому что в этих местах не было и теперь нет ни одного дома, который бы принадлежал помещику или чиновнику, а все купеческие, большого размера, каменные, двух- и трёхэтажные; вблизи почти каждого большого дома и расположена церковь. Только одна, 7) Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа – стоит в отдалённости сих церквей, она впоследствии времени была перестроена иждивением бывшего губернского прокурора и помещика г. Максимова, который возле этой церкви имел свой дом (теперь принадлежит купцу Шортану).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *