Главная / Библиотека / XVII-XVIII век / Летопись Саратовского края. XIII-XVII века.

Летопись Саратовского края. XIII-XVII века.

XIII-XIV века.

1253 и 1254 г. Посол французского короля Вильгельм Рубруквис проехав примерно от Саратова до Астрахани, нашел близь  нынешнего г. Саратова лишь поселок при перевозе и три город в самой нижней части Волги от Волока до Каспийского моря (Сарай, Сумеркент и, повидимому, Астрахань). Всё Нижнее Поволжье представлялось ему в виде пустыни, населенной лишь кочевыми, промышлявшими разбоем, инородцами и даже русскими. В конце этого века в этой пустыне возникло могущественное и сравнительно благоустроенное Золото-Ордынское, или Кипчакское царство, которое, приняв вскоре ислам и войдя в сношения с арабами, насадило здесь мусульманскую цивилизацию, построило города, из коих Сарай, напр., мог соперничать по своей величине, богатству и религиозному значению со многими древними городами Востока, и вызвало живые дипломатические сношения не только с мусульманским востоком, но и с христианским западом. Труды Сарат. Учен. Арх. Комис.т. 2, вып., стр. 19 и 20.

— В это же время основан г. Увек близ нынешнего Саратова.

— На месте Саратова, на левом берегу Волги, в это время существовало татарское поселение, сначала под именем Яйлака (летнее становище), а потом под именем Сары-тау, покинутое обитателями во второй половине XVI века.- Доклад Чекалина VIII Археологическому Съезду. (Мнение известного ориенталиста О. И. Сенковского, что поселение Сары-тау было главным городом буртас, народа, исчезнувшего со страниц истории уже в первой половине XIII века, ни на чем, повидимому, не основано).

1272 и 1298 гг. Венецианец Марко-Поло упоминает об Увеке, как о городе, лежащем в пределах восточных татар. «Укек». Саратов. 1890 г.

1331 г. Арабский географ Аоульфед, живший в половине ХIV в., говорит об Увеке, как о неболбшом городе, расположенном между Булгарами (около Казани) н Сараем (около Царева), на половине пути между ними, в расстоянии от того и другого почти на 15 дней пути, и называетъ Увек пограничным городом царя татарского, в смежности с страною Беркстов (Болгары), которае невдалеке от неё. Ибн Фадлаллах Эломари, арабский историк (XIV—XV в.), упоминает об Увеке, тоже как о пограничном городе царя татарского. «Укек». Саратов, 1890 г

1334 г Араб Ибн Батута, посетивший Увек в 1334 г., описывает его, как город средней величины и очень красивой постройки.

1395 г. Тамерлан разорил Кипчакское царство, города его разрушил, а жителей увел в плен. Окончательно разрушена Золотая Орда в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем.

XV век.

1476 г. Венецианский посол Контарини, проехавший летом по нашему Поволжью

от Астрахани по направлению к Рязани, изобразил Поволжье обширной пустыней без жилья  без дорог. Вообще Поволжье оставалось, по словам путешественников, никем не обитаемым и представляло «дикое поле» вплот до ХVII в., до времени русской колонизации. Труды Сарат. Уч. Арх. Ком., т. 2, вып. 1, стр. 22.                     

XVI век

1489 г. Иоанн III, царь московский, жаловался на астраханских жителей за то, что они грабили царских русских рыболовов, которые, по словам академика Бера, начальника экспедиции для изследования рыболовства в Каспийском море, еще задолго до покорения Казанского царства отправлялись в большом количестве к Девичьему камню и Змеиным горам (первый севернее, а второй — южнее Вольска), чтобы в окрестностях их в течение всего лета ловить рыбу. Казанская летопись. XVI век.

1521 г. Ших-Алей, по сообщениям «Казанской летописи», вел с собою болъе 1000 рыболовов московских, которые, заходя тысячу верст от Казани, ловили рыбу на Волге под горами Девичьими и до Змиева камня, а также до Увека, жили там все лето и возвращались на Русь с рыбою.

1552 г. После погрома Казанского царства, мордва и чуваши, спасаясь от сурового русского владычества и креста, делали свои переходы по ночам, скрываясь днем от царских людей, и найдя в северо-восточном углу Хвалынского уезда обширные девственные сосновые леса, в которых удобно было скрываться от преследователей, поселились в них, и теперь там мы видим болышие мордовские и чувашские села, из которых многие совершенно обрусели. В царствование императрицы Елизаветы мордва и чуваши были обращены в православную веру. На память 110 летней годовшины открытия в Хвалынске полицейских  учреждений. С.Кропотова, стр. 8.

1556 г. Уничтожение татарского Астраханского царства и присоединение к России низовьев Волги.

1571 г. Февраля 21. Основана, по приговору князя Воротынского, на Волге (на левом берегу), под Караманским лесом, в поле, т. е. в степи, станица, администрация которой состояла из головы, посылаемого из казанских или свияжских жильцов, и 135 сторожей из боярских детей, казаков, мордвы, татар и чуваш городов Алатыря, Темникова, Свияжска, Шацка и др., обязанных совершать наблюдательные разъезды по Волге лишь в летнее время для охраны восточной и южной окраин России от заволжских кочевников. Станица эта представляла самую большую из учрежденных князем Воротынским четырех станиц по южным и восточным окраинам России. Доклад Ф. Ф. Чекалина VIII археологическому съезду: «Саратов на левом берегу Волги и время перенесения его на правый», и Жур. М.Н.П.1890 г. июнь, стр. 91—96.

1586 г. Ногайский князь Урус писал царю Федору Иоановичу, что весною этого года ему сделалось известно, «что ты на четырех местах хочешь городы ставити: на Уфе, да на Увеке, да на Белой Воложке (р. Белая — по книге Бол. черт.). А теми месты твои деды и отцы владели ли?» О построении Самары, Уфы. Пекарскаго и в «Записках Акад. Наук», т. XXI, кн. 2, 1872 г., стр. 2-19 и 258.

1589 г. Основание Царицына.

— Воевода Григорий Засекин с товарищами отпущен был из Казани с судами «на переволоку, для лесной возки»; в грамоте, данной ему, между прочим, говорится: «и как даст Бог город и острог сделаете, то суда отпустить в Астрахань».

1590 г. июля 2. Время основания г. Саратова — как видно из заметки, сделанной на белом листе рукописного Евангелия, писанного в 1578-79 гг. попом Денисом Ивановым и принадлежащего горбатовскому мещанину Н. II Никифорову, следующего содержания. «Лета 7098 (1590) месяца июля, во второй день, на память положения пояса Пречистыя Богородицы, приехал князь Григорий Осипович Засекин да Фёдор Михайлович Туров на заклад города Саратова ставити». Основан был Саратов на месте станицы под Караманским лесом, на устье, реки Саратовки, а именно: «в всрстах 4 от Волги, на гладкой равнин, при рукаве, который Волга отделяет от себя в левую сторону. Книга Большому Чертежу, имеющая Саратов на левом берегу Волги, прибавляете «А против Саратова островъ, под ним нала речк;(из озера, а другая речка нала из поля (Саратовка)». В настоящее время еще сохранились следы Саратовской крепости на том же месте, т. е. на рукаве Волги, получившем название Застенной Воложки, с северной стороны устья реки Саратовки, где она под острым углом впадает в этот рукав.

1590 г. По приказанию саратовского воеводы князя Засекина, волжский атаман Микита

Волдырь «изымал» и привел в Саратов Треню Щеголева, разбойничавшего с своею шайкою на реке Медведице. Акты историч. I, 230, 445.

1591 г. Писан наказ астраханским воеводам Сицкому и Пушкину. В нем говорится, что соляные возчики и друие волжские судовщики били челом Федору Иоановичу по вся годы, что в Астрахани, еще раньше проворовавшегося воеводы Троекурова, царские чиновники, воеводы и всякие дьяки и подъячие суда возчиков задерживают всячески и для того де суда их с солью и с рыбою до заморозков на верх не выходят, мерзнут де и на Волге, меж переволоку и Саратова, а иныя меж Саратова и Самары, а ближние меж Самары и Казани, а до Казани некоторые суда с солью и с рыбою не восходят.

— В числе переселенцев саратовского Поволжья в это время, кроме жителей г. Саратова и Царицына, состояли и волжские казаки, которых насчитывалось на нижней Волге 1000 человек и для которых сборным пунктом служило, между прочим, и саратовское городище. О сторожевой службе, Беляева, стр. 33—34 и Акты историч., т. III, стр. 427.

1596 г. Первая ревизия, по которой в Саратове оказалось 1596 муж.п. душ.

1597 г. На Саратове острове воеводою был Иван Григорьев, сын Волынский, а в новом городе на Царицыне острове воеводы княз Иван княж Михайлов сын Елецкий да Василий Борисов сын Сукин, да голова Илья Степанов. Труды Сар. Арх. Ком. т. III. вып. II. стр. ХХIII.

XVII век.

1602 г. Учреждение Астраханской епархии, с подчинением ей церквей по Волге, начиная с Саратова. Первымъ иерархом был архиепископ Феодосий; он, возвратясь из Москвы, на пути, в Царицын, заболел и умер 18 дек. 1607 г. Леопольдов. „Историч. очерк Саратовского края, изд. 1848 г., стр. 35.

— Воеводами на Царицыне были Василий Овцын да Андрей Шерефидинов; на Саратове Григорий Елизаров. Симбирский сборник. 1845 г., стр. 148.

1603 г. Степан Какыш, посланник римского императора в Персии, проехал по Волге, кратко называет между Казанью и Астраханью три пограннчные поселения: Самару, Саратов и Царицын. Саратов. Поволжье с основания г.Саратова до коица XVII века, Ф.Ф.Чекалина.

— Ватага ясашных раскинула свои рыбацкие хижины на месте нынешнего г. Хвалынска, несколько выше нынешней Никольской церкви. Ватага эта ловила и поставляла рыбу на великого государя, для чего перекочевывала на лето со своими пожитками и рыболовными снастями на близь лежащий Сосновый остров. Поставкой рыбы на царский стол ясашные крестьяне занимались в течение 93 лет до 1699 г., уживаясь в это время с монастырскими рыболовами. На память 100 летней годовщины открытия в г. Хвалыиске полицейских учреждений. Кропотова. 1891 г., стр. 5.

1606 г. Бурлак Илейка, объявив себя царевичем Петром, собрал вокруг себя до четырех тысяч вольницы и начал свою деятельность отчаянными грабежами по Волге, нагнавшими ужас на торговых людей. Погуляв вдосталь на низовье, Илейка поплыл на стругах вверх по волге сказывая, что едет на Москву к дяде своему царю Дмитрию (это было еще до воцарения Шуйского). Плавание ознаменовалось новыми погромами: казаки грабили все на пути между Астраханью и Казанью. Добычу их, захваченную на этом пути, оценивали в громадную для того времени сумму — в 300 тысяч рублей. Узнавши от стрелецкого головы, которого он встретил в 10 верстах выше города Свияжска, что царь, названный современниками „расстригою», умерщвлен, Илейка пошел обратно вниз по Волге, разорив, по пути в Царицын, немало городков и поселений, грабя и побивая всех царских служителей, а, по словам иностранца Маржерета, казаки успели взять и разорить три волжские крепости (вероятно, Самару, Саратов и Царицын), захватив в них орудия и снаряды. См. А. Арх. эксп. 11, Л 18, а также ст. Н. Загоскина, „Волжский Вестник» 1891 г.. № 59.

— Чудову монастырю пожалованы были царем Василием Ивановичем Шуйским рыбные ловли ниже Самарской луки, от Черного Затона до устья Елань-Иргиза, причем ватаги должны были оставаться только на островах. Труды Сарат.Учен. Арх. Ком. ,т.II ,вып.2, стр. 263.

1609 г. Между волжскими казаками, первыми русскими поселенцами волжскаго прибрежья, которые вместе с кочевниками грабили суда и резали людей, появились три самозванца: одинъ изъ нихъ Август, назывался сыном, а другие два, Осиновик и Лавр внуками царя Иоанна IV. Казаки бросились на Саратов, но, разбитые воеводою Замятнею-Сабуровым, с досады умертвили Осиновика, а два другие были повешены Лжедмитрием II.

1614 г. Самарский воевода выговаривает стрелецким головам за то, что они, будучи посланы им наспех из Самары в Астрахань по делам против Заруцкого, на пути туда заехали на саратовское городище для поиска в нем кладов; нашли там колокола (сосуды?), а потом приехали в Саратов, отстоявший от городища „близко десять верст». Акты истор., т. III,  273.

1617 и 1618 г. В Саратове был воеводою княз Ф. И. Черново-Оболенский.

1619 и 1620 г. Воеводой в Саратове был князь Ф Т. Черново-Оболенсюй.

1621 г. Воеводой в Саратове был князь Е. Мышецкий.

1622 г. Воеводой в Саратове был К. Шушерин.

1623 и 1625 г. Воеводой в Саратове был Ф. И. Чемоданов.

1626 и 1627 г. Саратов, воеводою был Г. Н. Орлов, который, судя по особо отмеченной в списках награде,  нанес сильное поражение татарам, за что ему были даны кубок, шуба атлас золотной на соболях в 89 рублей 28 алтын, 200 четвертей земли к его поместному окладу в 700 четв. и годовое жалованье 40 рублей. Акты москов. госуд., т. I, 1890 г., № 515.

1630 и 1631 г. В Саратове воеводою был Степан Васильевич Чемесов. С 1630-х годов первоначальное население Саратова состояло из 700 семей, из коих 500 чел. пеших и конных стрельцов; гарнизон же Царицына лишь из 350 человек. Каждый из этих городов управлялся одним воеводою и одним головою. Саратов. Поволжье, Ф. Ф. Чекалина и Историч. очеркъ    г. Саратова, А. И. Шахматова.

— Декабря 26. Московскому Новоспасскому монастырю для рыбной ловли пожалованы саратовские Иргизские воды на Волге в оброк за 20 рублей в год. Протокол собрания Саратов. Учен. Арх. Ком. 30 ноября 1888 г., стр. 439-441.

1632 г. Воеводой в Саратове был А. Ф. Наумов.

— В царствование Михаила Феодоровича Московский Новоспасский монастырь получил на Волге саратовсие Иргизские рыбные ловли за ежегодный оброк в 20 рублей. Труды Сарат. Учен. Арх. Ком., т. II, вып. 2, стр. 263.

1633 г. Воеводой в Саратове был С. В. Чемесов.

1634 г. В степное Заволжье переселяется из Азии через реку Яик новая кочевая орда калмыков, которая подчиняет себе ногайских татар. Благодаря дикости и многочисленности этих новых пришельцев, соплеменников монголов, успехи только что начавшейся русской колонизации нижнего Поволжья были сильно задержаны на продолжительное время. Хотя вскоре по переселении калмыцкой орды в Заволжье с ханами и были неоднократно заключаемы договоры, по которым орда отдавалась под покровительство России, но эти договоры обыкновенно не исполнялись, и калмыки даже в первой половине 18 века делали опустошительные набеги на правое Поволжье, доходя иногда до Тамбова и Воронежа. Саратов. Поволжье, Ф. Ф. Чекалина.

1635 г. 12 марта. Отданы московскому Новоспасскому монастырю в оброк по 20 рублей в год, вместо Иргизских, „Саратовские подгородние Чирлатовская и Курдюмкая рыбные ловли сверху по Волге с верхней изголови Колтова острова и на низ по Волге реке по Гусельский нижний затон, по Саратовский остров, по верхнюю изголовь по обе стороны Волги реки». Труды Сар. Арх. Ком., 1884 г., стр.441—445.

1635 и 1636 г. Воеводой в Саратове был Г. И. Феофилатьев.

1636 г. марта 22. Отданы московскому Новоспасскому монастырю для рыбной ловли саратовская Иргизские воды, вместо Чирлатовских н Курдюмских вод, которые „пред прежними Иргизскими водами не прибыльны». Там же стр. 445.

— Олсарий проехал Волгою Саратов, находившийся на левом берегу Волги в виде крепости, населенной одними стрельцами под управлением воеводы и полковника. Олеарий. Описание путешествия голштин. посольства. М. 1870.      

— Воевода Григорий Иванович Феофилатьев храбро сражался, с сыном Василием против крымских татар на речке Нойло.  Протокол V общ. собрания Саратов. Учен. Арх. Комиссии.

1647 г. На Саратове в этом году велено было яицким казакам приезжать „со всякими вестями и с языки и с полоном»; здесь же им разрешалось производить „безпенно «—„платяную покупку». Библиогр. Зап. 1892 г., № 3, стр. 4.

1649 г. Калмыки на ,,шерти (присяге) не устояли, учали приходить под Уфу, под Саратов, под Астрахань и на ногайские улусы и, проходя, городы и уезды воюютъ, села и деревни жгут, улусы разоряют, людей побивают и в полон емлют». Акты Истор., т. IV, № 32.

1650 г. Воеводою был князь Ф. Барятинский, а через год Василий Григорьевич Феофилатьев, ловивший казаков, производивших грабежи между Самарою и Саратовом.  А. Голомбиевский, Материалы для истории Саратова.

1651 г. Разрешено было в Саратове, в подгородней Воздвиженской слободе, откупщику кадашевцу Гришке Михайлову „поставить избы да ледник для продажи кабацкого питья», причем из другого документа того же времени видно, что эта слободка находилась „за городом, за кабацкими вороты», где раньше был „кабацких винных запасов выход», а во время дачи грамоты стояла „богаделенная изба», которую велено отдать откупщику Гр. Михайлову под выход. Библиогр. Зап. 1892 г., № 3, ст.  А. Голомбиевского, стр. 5.

1652 г. мая 24. Пожаловано московскому Новоспасскому монастырю в г. Саратове на правом берегу „дворовое место, бывшее Светешникова, и ещё три дворовые места», так как „саратовские посадские люди сказали, что им те места не надобны». Труды.Сар. Арх. Ком. 1888 г., стр. 446.

— Из грамот к саратовскому воеводе-стольнику Чирикову видно, что в этом году были отданы в Саратов с 1 сентября, на два года, на откуп разные оброчные статьи (торговые бани, сусло, квас, уксус, морс), в том числе „зимою проруби, а летом портомойные плоты и перевоз чрез р. Саратовку и перевоз же, что под городом, через Волгу рек», за 264 р. 1 алт. 3 деньги, сумму очень значительную по тому времени. Библиогр. Зап. 1892 г.,  №.З, ст. А. Голомбиевскаго, стр. 6.

  1. и 1653 г. Воеводою в Саратове был стольник Алексей Панетелеевич Чириков. Труды Сарат. Уч. Арх. Ком.

1655 и 1656 г. Воеводой в Саратове, был В. Нелединский.

1655 и 1656 г. На Саратове, на Стрелке, на реке, стояла застава, подобно другим заставам, существовавшим в Казани, Самаре и Царицыне, для бережения проезжих людей; на этих же заставах, вероятно, собиралась и таможенная пошлина. Эти заставы находились в заведывании видных местных служилых людей по приказу Казанского Дворца. С 1659 г. Застава эта находилась „на верхнем Увеке, а летом „на Волге реке», летом на пропуск проезжих людей, а зимним путем на проезд. В числе заставных голов встречаются представители наиболее выдающихся служнлых фамилий г. Саратова того времени, а именно: Род. Протопопова, Климовых Леонтия и Петра, Ахматовых Павла и Федора, Федора Слузова, Аф. Ховрина. Библиогр. Зап. 1892 г. № 3, ст. А. А. Голомбиевского, стр. 6.

1658 г. Под этим годом в „Сборник Императорского русского исторического общества», т. 62, стр. 600, значится: „Макарий строитель Царицынского Богородичного монастыря».

— Запрещено было казанских посадских людей посылать „за малолюдством на Саратов с деньгами и хлебными всякими запасы». Библиогр. Зап. 1893 г., № 3, ст. А. Голомбювского.

— июня 10. Саратовскому воеводе-стольнику Головнину дана грамота, коею велено Ахмацкими, Бородинскими и Багаевскими рыбными ловлями владеть Богородицкого монастыря игумену Филарету с братиею, по прежнему, как им те рыбные ловли даны  „на свечи и на ладон». Эта грамота снова подтверждена 2 сентября 1665 г.

— ,,Саратовские служилые и жилецкие люди» получили рыбные ловли; им велено ловить рыбу в реке Волге под городом и от города вверх и вниз на 5 верст про себя, безоброчно, и впредь тех рыбных ловель, которыя отданы саратовским служилым и всяким жилецким людям, никому на откуп отдавать не велено. Право это подтверждено было в следующем же году. Библиогр. Зап. 1892 г., № 3, стр. 5.

1657 и 1658 г. Воеводой в Саратове был Н. Головнин.

1659 и 1660 г. Воеводою в Саратове был стольник Даниил-Вахромеевич Хитров. Протокол собрания Сарат. Уч. Арх. Ком.1888г., ноябрь.

1661 и 1662 г. Воеводой в Саратове был И. И. Косагов.

1664 г. Витзен, известный знаток восточной России и Сибири конца 17 века, нашел Саратов на весьма обширных развалинах татарского города Сары-тау, представлявших остатки многих прекрасных зданий и большого увеселительного ханского дворца и построенных из обожженного кирпича, остатки которого перевозились отсюда, как и с развалин Сарая, для постройки укреплений, церквей и домов в русскую Астрахань. Саратов. Поволжье, Ф. Ф. Чекалина.

— Освящена в г. Царицине Иоанно-Предтеченская каменная церковь женского монастыря, построенная первыми насельниками г. Царицына; около церкви было несколько деревянных келий для монашек. „Волго-Донской Листок» 1891 г.

1665 г. По челобитию Богородицкого монастыря игумена Филарета с братиею воеводе князю Путятину вольно было „досмотреть баню», буде поставлена близко монастыря, отнести на иное место. Библиогр. Зап. № 3, 1892 г.

— Воеводой в Саратове был князь Путятин.

1666 г. Воеводой в Саратове был князь И. Барятинский.

1669 г. Проехал мимо Саратова (левобережного) путешественник Стрюйс. Русский архив 1880 г., т. I, Путевыя записки Стрюйса, а также 1879 г., т. II. Воеводой был Ив. Самарин.

1670 г. Саратов на левом берегу Волги был взят Разиным без всякого сопротивления; большая часть буйной сарат. черни пристала к его шайкам и грабила с ним город; воевода Козьма Лутохин и многие боярские дети убиты.

1672 г. Саратовский воевода Федор Ив. Леонтьев, узнав, что воровские казаки собираются на Дону для грабежа на Волгу и в понизовые города, посылает Фадея Левашова с саратовскими служилыми людьми в двух легких стругах проведать про тех казаков и пишет в Царицын Дмитрию Свищову, чтобы тот подавал ему вести без замедления, так как в городе „опасение большое», потому что город „худ», острог весь развалился, пороху нет и служилым людям „малолюдство большое»: одни из них зимовали в Астрахани, а остальные посланы из Саратова на хлебных стругах „в гребли» до Астрахани и еще не возвращались оттуда. Воровске городки, А. ,Н. Мниха. „Саратов. Лнсток», 1891 г., № 205.

1673 г. февраля 27. По договору калмыцкий хан Аюка вступил в, подданство России.

— Воеводою в Саратове был до марта мес. 1674 г. Федор Иванович Леонтьев, а потом Михаил Иванович Глебов, при которых построен новый город Саратов на горах. Проток. собрания Саратов. Учен. Арх. Ком., 1888 г., ноябрь.

1674 г. По указу царя Алексея Михайловича велено было горододельцу полковнику Шелю „делат Саратов город на горах новый». Там же стр. 448 и 449. Тогда Саратов, перенесенный с левого берега на ,, правый, соединился, по мнению г. Чекалина, с своим посадом, который существовал в виде простого поселения на правом берегу Волги одновременно с Саратовом крепостью, и был населен, по Олеарию, одними стрельцами с воеводою во главе. В том посаде были монастыри: мужской, Богородицкий, (по соображошю Ф.Ф. Чекалина, Богородицкий монастырь, существовавший уже в 1657 г., находился сначала в городе при церкви Казанской Б. Матери; в Казанской церкви до сих пор сохраняется Евангелие, принадлежащее Богородицкому монастырю. Монастырь этот, но мнению Ф.Ф. Чекалина, в 1691 или 1692 году был перенесен с переменой имени в Горную слободу, когда, по одному документу, под монастырь четырех московских чудотворцев воеводою Нестеровым  была отведена земля по левому берегу Глебова оврага от его верховья до амбаров на Волге. „Саратов в эпоху Петра Вел.» „Сарат. Лист.» 1892 г № 103. Это, однако, требует подтверждения.)  и женский, Крестовоздвиженский, существовавший уже в октябре  1661 г., когда состоялся указ о назначении ему денежного жалованья и хлебного содержания (руги) из привозных из Казани запасов. Об этом поселении под именем Саратова, расположенного „близко десять верст от саратовского городища», упоминается в одном из документов (Акты истор., т. III, № 273), писанных воеводою в этом городище. Саратовский посад с его монастырями, г. Чекалина., Сарат. Листок 1891 г., август, Доклад г. Чекалина УШ археол. съезду и его же статья в Саратовском Диевнике 1890 г. О причине переселения Саратова с левого берега на правый неизвестно, но Ф. Ф. Чекалин высказывает следующие предположения. Разрушительные весепнние разливы и обмеление некогда судоходной Воложки, на которой стоял Саратов и от которой в настоящее время сохранился лишь неглубокий ерик, рано или поздно должны были вызвать перенесение города на «другое место, подобно тому, как это случилось гораздо ранее с Царицыным, также перенесенным вследствие наводнений с острова  на нагорный берег Волги. Ещё академик Фальк в своем путешествии по Волге в 1769 г. находил, что Саратов „по причине наводнений и худой пристани; был переведен с левого на правый борег Волги». Договор, заключенный с Аюкою, по предположению г. Чекалина, послужил окончательным поводом к перенесению города на крымскую (правую) сторону Волги в существующий здес ранее посад, часть которого была снесена за черту нового города. Причины перенесения Саратова на правый берег Волги. Чекалин. „Сарат. Лист.»1891 г., № 199.

— февраля 18. Была послана думному дворянину Ф. И. Леонтьеву грамата „о даче полковнику А. Шелю бревен на избу, амбар и сени, из тех, которые „к городовому делу не годятся» Библиогр. Зап. 1892 г., № 3, ст. А. Голомбиевского.     

1674 г. Таможенная пошлина с торговых людей отдавалась на откуп за 1000 р. в год, с оговоркою, что если этой суммы не дадут, то собирать „на вере». Такая весьма значительная пошлина показывает», что Саратов был важным торговым пунктом. Библиогр. Зап.1892 г. № 3, ст. А. Голомбиевского.

— июня 21. Разрешено московскому Новоспасскому монастырю по прежнему владеть в г. Саратове, на горах, для рыбного промысла, двором, который хотел сломат, строя г. Саратов на горах новый, горододелец полковник Шель, так как „от рыбного двора новому Саратову городу утеснения никакова не будет».   Протокол собрания Саратов. Учен. Арх. Ком. 30 ноября 1888 г., стр. 448 и 449.

1676 г. Был новый отвод рыбных ловель как монастырю, так и Саратову.

1677 г. января 17. Возобновлена шертная запись с тайшею Аюком Мончиком, по которой он обязался не беспокоить Саратов и вообще русских. Ист. очерки Шахматова, стр. 103 и 104.

1678-1688 г. (около). Раскольники, заняв Баранников и Мячев буераки, близь Саратова, устроили здесь свои скиты и, несмотря на все притеснения саратовской администрации, держались в них до 40-х годов текущего столетия, до самой ревизии сенатора Денфера. раскол в Саратовском крае, Соколов, стр. 19. И в других местностях Сарат. губ. около этого-же времени поселились раскольники, гонимые строгими мерами. Особенно много их прибежало из центральной России в Хвалынский уезд. За ними явились и стрельцы, высланные на дальние окраины Петромъ I. Эти раскольники, склонные к мирным занятиям, положили начало починков, прятавшихся от розысков царских людей в горах и лесах. Под покровительством богатой девственной природы быстро разрастались починки в поселки, выползали из лесной чащи на свет Божий по мере ослабления гонений на раскол, привлекая к себе уже не одних беглецов, а всех, кому стало тесно на коренной Руси. Так как поселения эти очутились на земле Чудова монастыря, то и поселенцы признавались его подданными и платили монастырю определенную подать. На память 110 годовщины. С. Кропотова, стр. 9.

1680 г. Воеводой в Саратове был Г. Исупов.

1681-1685 г. Проведена сызрано-пензенская сторожевая черта, и с тех пор стали возникать первыя поселения в Саратовском крае. Жалуемые здесь земли давались из „диких поль» дворянам и сторожам  украйны в поместье и в вотчину и неслужилым поселенцам в ясак (т.-е. оброкъ). Сарат. Поволжье. Ф. Чекалина.

1683-1684 г. Воеводой в Саратове был князь Ф. М. .Козловский.

1685 г. Воеводою на Саратове, был Вишняков. Записки в Правительствующем сенате, в соединённых департаментах, первого, герольдии и межевого, по делу о землях г. Саратова, стр. 500, 507. 518, 519.

— Московский Чудов монастырь строит, на правом берегу Волги село Архангельское, Сосновый остров тож,- ныне Хвалынск. Труды Сар.Уч.Арх. Ком. т. 2, вып. У, стр. 264.

— Заложенъ, с разрешения Савватия, митрополита астраханского, по воле царей Иоанна и Петра Алексеевичей, вместо деревянного собора, горевшего два раза, каменный двухэтажный собор. Постройка эта длилась очень долго, так что Петр Великий нашел оконченною только нижнюю часть церкви, верхний же этаж был обставлен лесами. Закрытый по ветхости, собор в 1805 г. снова был исправлен. В 1813 г. он снова был заперт и уже после капитальной починки собор открыт и существует до сих пор. Собор владел несколькими уметами и покосами на р.Чардым и на р. Курдюм. Владельные указы на эти уметы, выданные из воеводской канцелярии, относятся к 1754, 1750 и 1757 гг. Из оставшихся в архиве собора бумаг видно, что после пожара 1774 г. крестьянин князя Репнина, Абрам Добрынин, в 1780 г., с товарищами, по данному ему „рисуни», паписал в новый иконостас святые иконы „самою искусной работой из масла». В 1786 г. апреля 3 дня епископ астраханский Антоний дал храмозданную грамоту на разобрание ветхой соборной церкви, что вызвано было опасением разрушения храма по замеченным в сводах и стенах трещинам. С этого времени Троицкий собор был заперт и оставался запертым 6 лет, а служение производилось в крестовоздвиженской церкви. М. А. Устинов и Гр. Я. Крюков, саратовские богачи, доказывали, что разбирать собор и строить новый нет надобности, что трещины не увеличиваются, что они фактически доказали. Наконец, г. Устинов добился того, что ему дозволили произвести поправки в церкви: он подвел контфорсы кругом всего собора, особенно под куполом и аркою и вскоре собор был вновь открыт для богослужения. В 1811 г. возникли было вновь опасения по поводу тех же трещин, но свидетельство двух архитекторов — тамбовского и саратовского — опровергло эти опасения. С построением нового собора, во имя св. Александра Невского, старый Троицкий собор обращен в приходскую церковь. В новый собор перенесено из старого много ценных вещей, но сохранились в нем серебр. вызолоч. потир с 8-ю финифтовыми образами, — пожертвование астраханского епископа Антония в 1771 г., Евангелие московской типографии 1698 г. и книга Григория Назианзина 1605 г. Троицкий собор известен в настоящее время особенно чудотворным образом Нерукотворенного Спаса. В 1812 г., по разсказу старожила-священника, пришел к нему прикащик одного рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, чудесно исцелившийся от опасной болезни, пишет ему из Рязани, чтобы он отыскал образ Спасителя, который долженъ находиться над южною дверью в старом соборе и сделал бы на него ризу. Отыскали этотъ образ и внесли его в храм. С тех пор к этому образу прибегают, многие саратовские жители и берут его в дома. Изыскания о старом соборе. „Саратов. Губ. Вед. 1848 г. № 32.               .   .

1686 г. Воеводой на Саратове был М. Кологривов. Записки Правит. Сен., стр. 517.  

1687 г. октября 19 выехал из Астрахани в Москву на палубном судне, нагруженном рыбою для царскаго стола, до Саратова, известный французский путешественник миссионер и иезуитъ Филипп Авриль. Проехал он Черный Яр и Царицын и неуспел доехать более 200 верст до Саратова, как Волга замерзла. Его товарищ, Боволье, должен был отправиться с своей прислугой пешком по совершенно пустынной и весьма опасной дороге в Саратов для того, чтобы добыть там сани, которые и прибыли более чем месяц спустя. Только что спутники отправились в путь, как на них напала толпа татар в 60 человек на лошадях и верблюдах и не ограбила их только потому, что караван был вооружен огнестрельным оружием. Через пять дней Авриль приехал в Саратов, где был весьма радушно принят и гостепреимно помещен в мужском монастыре его добрейшнм архимандритом, у которого больной путешественник отдыхал после столь трудного пути восемь дней и, не собрав никаких сведений о Саратове, отправился далее в Москву. Мы употребили, говорит он, первые три дня на проезд более 40 лье по пустыне, не встретив ни деревьев, ни жилищ, ни хижин, и это было по правде говоря, самое трудное из всего нашего пути, потому что приходилось везти с собою дрова, воду и корм для лошадей, тяжесть которых немного утомляла их. Но ничего подобного нам не пришлось уже испытывать по достижении Пензы, маленького городка, находящегося в нескольких лье от этой большой невозделанной равнины, которую необходимо было проехать, затем мы каждый день останавливались уже в поселках. Сар. Поволжье, Ф.Ф. Чекалина.

1688 год. По грамотам Казанского дворца саратовскому воеводе Максиму Кологривову велено было посылать с Саратова служилых людей для ,,проведывания и осторожности от воров и расколыников донских казаков», чтобы они с реки Медведицы не пошли на р. Волгу, почему Кологривов посылает стрелецкого пятидесятника Евсейку Наумова с саратовскими конными стрельцами на р. Медведицу, где им, ворам и раскольщикам, бывает ход с Медведицы на Волгу. Воровские гоородки, А. Н. Мниха.

1689-1691 г. Воеводою на Саратове Наумов. Зап. Прав. Сената, стр.415, 512 и 517.

1689 год. Конный стрелец Кузьма Нечаев доносит саратовскому воевод Максиму Кологривову, что ему приказано было с саратовскими служилыми людьми и ратными людьми калмыцкаго хана Чегана-Батыря Донжу проведать про воров и раскольщиков, но Чеган отказал дать ему своих ратных людей, так как послал  для этого 200 человек. Нечаев поехал с 50 конными стрельцами к реке Медведице, на устье реки Карамыша, к воровскому заполянскому городку, под которым стоял уже стольник и полковник Семен Тоболевский, с тамбовскими служилыми людьми да из Черкасска городка атаман Иван Семенов с донскими казаками. Кузьма Нечаев ездил 22 сентября 1689 года в этот запольский городок для переговоров и передал им „ворам и раскольщикам», указ великих государей, чтобы они от воровства своего отстали; но они царского указа не послушались, почему стольник Тоболевский ночью же приступил к этому городку; но его не могли взять ,, потому что он стоит на острову, причем „воры и раскольщики» в этом бою побили и переранили многих тамбовцев и казаков. 26 сентября ушедшие из этого городка три человека сказывали, что городок сделан крепко, осыпан землею и около него подле воды поделан шанц; в городе сделан дубовый острог и засыпан землею с обеих сторон, а в нем поделаны частые бойницы; изб в этом городке нет, люди же живут в ямах (землянках). В городке построена часовня с тремя колоколами; имеются две пушки деревянные, обитые железом, а людей в том городе сидит человек с 300, да женского полу и детей около 700 человек. Кроме того человек 300 воров и раскольщиков ушли из того города „к воровскому умыслу». Так как этот запольный воровской казачий городок стоял в „крепких местах» на острове реки Медведицы и вокруг него озеро, а „сухопути к нему нет», то при осаде его государевы ратные люди „взяли камышные пуки сажени по три, клали их через озеро и ходили по ним к тому острову и воровскому городку на приступ, воры же вышли из городка на вылазку и с ними был сильный бой, причем воры сбили государевых ратных людей с острова, а после этого

бою стольник Семен Тоболевешй с государевыми ратными людьми и донскими казаками остался под тем казачьим городком, осадив его „накрепко» и ожидая морозов, чтобы по льду сделать приступ на него. Из этого городка воры ка­заки разсеялись по окрестным местам. Воровске городки, А. Н. Мниха.

—    По донесении саратовскаго воеводы Максима Кологривова, человек 300 воров и   раскольщиков ушли из запольского воровского казачьего городка на реке Медведице, стоявшего в крепких местах на острове, ,,к воровскому умыслу» и надо опасаться их приходу к городу Саратову, так как в Сара­тове стены земляные обвалились без „остатку» и ров около города завалило осыпавшимся земляным валом; пищалей же в Саратове по башням „малое число», имеющихся же семь чугунных горели во время пожара и стрелять из них невозможно; служилых людей в Саратове; бывает самое малое число, потому что многие посылаются беспрестанно в подводах, в 4 провожатых и в гребле. Там-же.

—  Саратовским воеводою был Данила Наумов, который со­общал в Москву челобитную саратовских посадских людей о грабеже, причиненном им калмыками. Протокол У собрания

Сарат. Уч. Арх.Ком.

1690 г. Новоспасский монастырь строить на правом берегу Волги два села — Малыковку  (ныне г. Вольск) и Терсу при устье р. Терсы. Труды Сар. Уч. Арх. Ком. Т. II, ч. 2, стр. 263.

—    Воскресенскому монастырю (Московск.губ.) отведены земли от устья р. Богая вниз по р. Терешке, до устья р.Березовой, где при начале XVIII в. населено монастырское село Сергиевское-Воскресенское, Змеевы горы тож. (Там же).

1691 г. Воеводой в Саратове был Н. С. Нестеров. Зап. Прав. Сената, стр. 514-518.

— Было первое  „поверстание» служилых людей, проживавших в Саратове. Из Арх. А. И. Шахматова.

— Боярину Льву Кирилловичу Нарышкину были пожалованы все бортные ухожаи со всеми   угодьями по бассейнам рек Хопра и Медведицы,  в числе 308 и 469 ухожаев вместе с дворцовыми крестьянами сел Конобеева и друг. Шацкаго у. и, нахо­дясь, за исключением   весьма немногих, в пределах Сарат. губернии, занимали в ней пространство около ½ мил. десятин. Сарат. Поволжье, Ф. Ф. Чекалина.

1692 г. Селение Камышинка на Волге; переименовано в г. Димитриевск, населенный стрельцами и чернопашенными крестьянами со всех городов Казанской области для содержания караулов и служб. Труды Арх. Ком. Т. II, вып. 2, стр. 262.

1693-1695 г. Воеводой на Саратове был Усов. Зап. Прав. Сен., стр. 200, 510 и 521.

1693 г. Кубанские и крымские татары произвели нападение на Саратов, но были отражены.   В память избавления от набега татар установлен с того времени в Саратове крестный ход в день Владимирской Божьей Матери (23 июня) вокруг города. За это отражение татар воевода Тихон Федорович Шахматов пожалован от царей Иоанна и Петра Алексеевичей панцырем с наручниками и мисюркою, парою пистолетов, пищалью и жалованьем, как сказано в грамоте  „за многую службу и за взятые языки и за отбойной русский полон». Ист. очерки Саратова, А. И. Шахматова.

— Был большой пожар; сгорел весь город (Чекалин полагает, что пожар этот был в 1695 г. после посещения города 3 июня Петром Великим, в воеводство Ляпунова, а не Нестерова  Саратов в эпоху Петра В. Сар. Лист. 1892 г.,  № 10). Жители, оставив свое имущество на произвол огня, искали спасения на судах: галки перелетали даже через овраг, отчего сгорел Богородский монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери, неизвестно когда основанный и принадлежавший Московскому Новоспасскому монастырю. Там же.

— В том же году сгорела Четверосвятская (во имя московских митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа) обитель на Увеке. Там же.

1694 г. Восстановлен в Саратове Четверосвятскй монастырь, бывший на Увеке, на месте; Богородского монастыря (Труды Сарат. Уч. Арх. Ком., т. III, вып. 1, стр. 231-262 и Строев. Списки Иерархов и настоятелей церквей и моиастырей, стр. 957, 900-962), старцем Паисием (в мире, Дубенским), по повелению астраханского митрополита. Там же, стр. 114.

В „Сборнике Императорского Русского Исторического об­щества», т. 62.1888 г. под 1679-1680 г. игуменом саратовского монастыря показан Гурий (стр. 641), под 1699 г. значится: „строитель саратовского Богородичного монастыря Антоний» (стр. 544), а под 1704 г. игуменом саратовского Четверосвятского мо­настыря, Пензенской епархии, показан Павел (стр. 118).

1695 г. июня 3 Саратов в первый раз принимал царственную особу в лице Петра Великого, который по Волге и по перево­локу направлялся из столицы в Азов. Воеводою в Саратове тогда был Никита Нестеров, а товарищем его Наумов. В это посещение царь входил на Соколовую гору и, глянув на простор, открывшийся ему оттуда, соизволил подарит городу все видимое с горы пространство, до 300 тыс. десятин. Истор. очерки, А. И. Шахматова.

1695-1696 г. Воеводой в Саратове был А. П. Ляпунов.

1697 г. Построена Рождество-Богородицкая церковь по просьбе стрельцов и посадских людей, с благословения астраханского митрополита Самсона. Прежде церковь была деревянная, во имя Смоленской Божьей Матери, но в 1696 г. она сгорела. Приложение к „Сарат. Губ. Вед. 1843 г.

— Начало работ по соединению Волги с Доном под руководством инженер-полковника рус. службы Бренеля, а потом англичанина Петри.

— Первый рекрутский набор в регулярные войска в среде жителей Поволжья, произведенный князем Репниным. Истор. очерки А. И. Шахматова.

1698 г. июня 29 основан город Петровск в день тезоименитства Петра I. Перетяткович. Поволжье в XVII к в начале ХУШ в., стр. 247. До основания этого города здесь находилась обитель во имя Николая Мирликшского, в которой в 1676 г. был игуменом Палладий. Обитель эта была во внимании царицы Марфы Матвеевны, супруги царя Федора Алексеевича, от которой имеются поныне книги, ею пожалованные. Из рукописи А. И. Шахматова.

1699 г. Приказом Казанского дворца велено было Кондратию Булгаку отыскать по реке Сердобе удобное место для постройки отъезжих сторожевых слобод, предназначенных под поселение пахотных солдат, для охраны тогдашней границы, населенной украйны нашего государства. Труды Сарат. Уч. Арх. Ком.,т. 2, стр. 2б4. В числе этих слобод возникла и Большая Сердоба, которая была окружена валом для защиты от кубанцев и других хищников, от которых жителям приходилось отбиваться ружьями, дротиками, кольями, вилами.

— Московский Чудов монастырь выхлопотал себе другую грамоту от царя Петра Алексеевича на все свободные земли нагорной стороны (нынешнего Хвалынского уезда), лежавшие между рекою Терешкою и Волгою, протяжением, соответствующим водам, находившимся в монастырском владении. На память 110 летней годовщины открытия в  г. Хвалынске полицейских учреждений, г. Кропотова, стр. 5.

— Московский Чудов монастырь выселил к ясашным, поселившимся на месте, нынешнего г. Хвалынска, до 300 душ из местечка Голунды, но степные хищники-ордынцы, совершавшие на них свои набеги, принудили их бежать на старые места. Беглецов вернули обратно, и тогда они соорудили на „твердом берегу» маленькую крепость, назвав ее „городок,, , огородились сосновыми брусьями, прорубили ворота и сделали высокую сторожевую башню; казна дала им трех солдат и пушки. С тех пор поселение это, переименованное впоследствии в г. Хвалынск, окрепло. Там же, стр. 5 и 6.

С 1699 г. Петр Первый, создавший служилых людей, верстал их в жалование — в поместье и в вотчину „порозжими землями» по их заслугам и по их положению. Рядовые служилые люди получали по 25 и по 50 четвертей в поле, а в дву потомуж; приказные и подъячие по 100, по 200 и по 300 четвертей, крупные чиновники пропорционально больше, сановники еще больше. Таким образом все земли Хвалынского уезда розданы Петромъ I в короткий период нескольких лет, и только у татар встречаются пожалования позднейших лет. Приказные обыкновенно получали земли на несколько человек по одной грамотъ и в одном месте; одиночные грамоты указывали места отвода земель к ранее пожалованным. Имевшие крепостных людей переводили их на вновь полученные угодья; неимевшие продавали пожалованные им дачи более сильным содачникам. Таким путем образовались села: Дворянская и Сухая Терешки, Озерки, Безобразовка, Кадышовка и др., насчитывавшие в старину по 20 и больше одновременных мелкопоместных владельцев. Бывшие вольные села нередко обращались в поместья и вотчины, так напр. Широкий Буерак пожалован Елизаветой Петровной графу Разумовскому. На память 110 летней годовщины, С. Кропотова. стр.10 и 11.

1699 г. Любимец Петра, большой боярин Федор Алексеевич Головин, в последствии граф, был пожалован всем нагорным берегом Волги от города Кашнира ныне села Сызранского уезда до владений села Широкого Буерака, за исключением мест заселенных, а в следующем году ему было отдано в примерную землю другим не в образец «громадное Заволжье, лежавшее ,,порозжим» против его нагорного владения, пространство, примерно совпадающее с пространством современного Николаевского уезда, Самар. губ. Там же, стр. 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *